БРАТЬЯ ЗАПАШНЫЕ –
ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЦИРКОВОЙ ДИНАСТИИ

Эдгард и Аскольд Запашные – четвертое поколение знаменитой цирковой династии. На манеже выступали их прадед Сергей, дед - силач Михаил, отец и дядя – знаменитые Вальтер и Мстислав Запашные. . Вы спросите, как все начиналось? Как в любых семьях цирковых артистов. Мечты родителей о продолжателях традиций цирковой семьи, надежды, планы… Родители – Вальтер и Татьяна Запашные изначально были уверены, что родятся именно мальчики. И, будучи еще не рожденными, ребята даже не могли представить, насколько большие надежды отца были возложены на них, еще не родившихся сыновей… Кстати, людей обычно интересует вопрос: почему такие необычные имена? Ответ очень прост. Как мы уже говорили, отец изначально надеялся, что сыновья будут работать в цирке. Поэтому и имена выбирались с условием созвучности с отчеством и, конечно же, фамилий, дабы на манеже все вместе звучало достойно. Одним из немаловажных периодов в жизни братьев было поступление и учеба в школе. Аскольда отдали в школу вместе с братом, несмотря на возраст. Если быть более точными, то лет ему тогда было только пять, т.к. день рождения у него в конце сентября. Родители просто хотели, чтобы братья учились вместе. Считали, что таким образом сыновьям будет легче учиться, т.к. учиться цирковым детям приходится особенно трудно. Регулярные переезды сопровождаются, естественно, частыми сменами школ. А это, поверьте, не каждому ребенку по плечу. Первой проблемой в учебе всегда было нахождение общего языка с учениками в каждой новой школе. Часто приходилось быть «чужаками» среди учеников, и далеко не все знакомства заканчивались благополучно. Но, как говорят Аскольд и Эдгар, на эти случаи всегда были две пары кулаков. Но, несмотря ни на какие трудности, братья учились хорошо. А ежедневно, приходя из школы, прямиком направлялись в цирк на репетицию. Часто братьям задают и другой вопрос: когда впервые они вышли на манеж к хищникам. Об этом повествует одна из многочисленных историй из жизни Аскольда и Эдгарда. Однажды мальчишки решили испытать себя. Пригласили на репетицию друзей-первоклашек и уговорили отца разрешить им войти вместе с ним в клетку к хищникам. Как только дверца открылась, вся ребячья смелость мигом исчезла, но отступать было стыдно. Облепив отца с двух сторон, сыновья повисли на нем безвольными комочками. Ему ничего не стоило тут же выдворить детей, но он поступил иначе. Прижав их покрепче, Вальтер обошел манеж. Звери насторожились, но не посмели напасть на перепуганных детенышей хозяина. Эти несколько минут, когда отец волочил их по манежу, показались мальчишкам вечностью. Разумеется, они чувствовали, что находятся под надежной защитой, но враждебные взгляды хищников, готовых к атаке, запомнились надолго. Когда несчастные «дебютанты» оказались в зрительном зале и пришли в себя, им было уже не до бахвальства перед одноклассниками. Острых ощущений хватило надолго, так что рисковать напрасно больше не хотелось.
Сейчас уже, наверное, трудно посчитать, как много городов они посетили за период учебы в школе, но тот факт, что артисты цирка чаще всего гастролируют в одном городе не больше месяца, реже – два, говорит о многом. Таким образом, братья отучились 10 лет, закончив учебу, вплотную занялись составлением планов творческой деятельности, а затем и самим творчеством. Естественно, изначально всеми творческими планами руководил отец и учитель Аскольда и Эдгарда – Вальтер Михайлович Запашный.
Долгое время он подготавливал ребят для работы во всевозможных жанрах циркового искусства, таким как акробатика, эквилибр, жонглирование и дрессура. Постепенно, репетируя день за днем, Вальтер Михайлович готовил сыновей к трудной работе в манеже. Ведь каждый выход на манеж к зрителям, а тем более первый, несет в себе как физическую, так и огромную психологическую нагрузку. Представьте себе, что нужно в присутствии полутора тысяч человек, которые смотрят только на тебя, показать что-то, что ты умеешь, да так, чтобы им понравиться, и они начали тебе аплодировать. Однако вскоре все будущие планы пришлось пересмотреть. И виной тому послужила причина осложнения положения в нашей прекрасной, веселой и вечно нестабильной стране. Появилось много проблем, которые заставили многих артистов забыть о творчестве и вообще о цирке. Поэтому братьям Запашным тоже пришлось в корне пересматривать свои проекты и планы.
В начале 1991 года внимание Запашных привлек предложенный контракт в Китай. За первые шесть месяцев пребывания в Китае они успели побывать в двенадцати различных городах. Не пропустили и такие города как Пекин и Шанхай. Отработав по основному контракту, Запашные отправились в город Шень-Чжень, где в течение трех лет работали в сафари-парке. Так прошло почти четыре года. Ситуация на родине немного стабилизировалась, и Запашные поняли, что пора возвращаться домой. Вернувшись на родину, Эдгард и Аскольд приняли участие во Всероссийском фестивале циркового искусства. Осенью 1997 года на манеже ярославского цирка, где проходил конкурс, они блестяще выступили, показав отличную дрессуру обезьян лапундеров в высшем классе жонглирования на лошадях. Авторитетное жюри отметило высокий профессионализм работы братьев, оценило кураж и легкость исполнения сложнейших трюков. Им вручили высшую награду фестиваля – «Золотую тройку!» Что и говорить, им повезло с наставником!
То, что Эдгард и Аскольд получили из рук отца, вряд ли вложил бы в их головы чужой дядя. Но и ученики оказались способными, старательными, фанатичными. Достижения молодых артистов не остались незамеченными. В 1999 г. им присвоено звание заслуженных артистов России, в 2001 г. они стали лауреатами национальной премии «Циркъ», в 2003 г. – лауреатами I Международного фестиваля – конкурса циркового искусства в Саратове, где также получили спецприз «Золотой лев» китайской ассоциации циркового искусства и спецприз Монгольского цирка. В этом же году они повторили трюк отца – «прыжок верхом на льве», но без страховки, и попали в российскую книгу рекордов Гиннесса. Постепенно они открывают для себя мир кино, участвуя со своими подопечными в съемках телесериалов «По имени «Барон», «Александровский сад» и фильме «Четыре таксиста и собака». Эдгард снялся в главной роли в клипе «Вавилон» группы «Кипелов». А что касается их планов на будущее, то они уходят далеко вперед.
Они мечтают поднять цирковое искусство на очень высокий уровень, считая искусство цирка далеко ничем не уступающим эстраде и кино, и это совсем не пустые слова. Уже несколько лет братья вынашивают проект создания грандиозного циркового представления, сочетающего в себе все самые новые достижения цирка, светового и музыкального оформления. Но, к сожалению, для его создания они часто сталкиваются с финансовыми проблемами, так хорошо известными в нашей стране. Но Аскольд и Эдгард никогда не отчаиваются, и будем надеяться, что уже очень скоро мы сможем лицезреть абсолютно новое цирковое творение братьев Запашных! А знаете ли Вы, что все животные братьев Запашных названы в честь любимых артистов? «Наши животные – это наши партнеры», - так утверждают Аскольд и Эдгард. В труппе есть тигры Стинг, Элтон, тигрицы Линда и Сабрина, львы Смит и Рэй, звезда манежа и всевозможных телеэфиров ручной тигр Мартин.

Сайт о фильме Награды "фильма Служебный роман.
Татьяна Рачина(Eternala)2009 © Создание сайта 6 апреля.


Hosted by uCoz